Все новости медицины

Особенности подростковой наркомании

1

            Дети не знают, что такое смерть.

И это одна из ведущих причин подростковой наркомании. Объяснить подростку, что употребление наркотиков имеет ряд негативных последствий, бывает крайне затруднительно. Дефицит переживания негативного опыта, который есть у взрослых (опыта переживания боли, страха за себя и свою жизнь) ограничивает возможности молодого человека сделать реальную оценку последствий своего поведения. Период взросления – это время, когда молодежи зачастую приходится опираться на чужой опыт, доверять опыту взрослых. Тому, кто не осознает конечность своего существования, трудно объяснить, что это такое.

            Другой особенностью можно назвать повышенную эмоциональность подростков. Они переживают время аффективных бурь и ураганов чувств. Стремясь уравновесить, контролировать свое состояние, подростки могут переоценивать специфическое действие психоактивных веществ на состояние эмоциональной сферы. В период, когда вместо детской беспомощности приходят новые возможности, вполне естественно стремиться к увеличению степени свободы, особенно в таком важном вопросе, как контроль собственного состояния. При этом подросток может выглядеть и говорить, как взрослый, сохраняя при том неизжитый инфантилизм. Что это значит? Демонстрируя элементы взрослой рассудительности, взрослого ответственного поведения, он может полностью или частично не брать на себя ответственность за свою жизнь или отдельные ее элементы, перекладывая ее на окружающих взрослых. В первую очередь, на родителей.

            И все это не является дефектом в том смысле, как это случается со взрослыми в употреблении. Потому что речь идет не о разрушении каких-либо структур личности, психики, а об их несформированности, неразвитости. Так, например, в семье, где не принято обсуждать эмоции и состояния, и взрослые сами затрудняются это делать, вырастет человек, для которого осознание и вербализация эмоций невозможны.

            Специалисты называют это качество алекситимией. Они говорят о том, что такие  специфические изменения личности развиваются у употребляющих психоактивные вещества. Подросток, начавший употреблять наркотики, зачастую изначально лишен возможности утилизировать свои чувства путем отреагирования на них тем или иным способом. Для него состояния «плохо» и «хорошо» настолько размыты, что речь может быть совершенно о разных состояниях, и о диаметрально разных причинах таких состояний.

Совершенно уместно говорить о незрелой личности наркоманов-подростков. Если исходить из идеи о том, что личность формируется и развивается в отношениях, то можно предположить, как именно пойдет это развитие. Развитие, ограниченное общением с соупотребителями и испытывающее влияние наркоманской субкультуры  с ее сверхценностью употребления и обесцениванием норм общества, от которого молодой человек все больше и больше изолируется по мере погружения в наркоманию.

            Учитывая то, что в этом возрасте происходит смена авторитетов для подростка, родители стремительно теряют свой авторитет, который, в свою очередь, набирают сверстники. Можно говорить о том, что родители теряют контроль над своим ребенком и имеют все меньше возможностей направлять его жизнь. Это обстоятельство способно вызвать тревогу, однако здесь же заложена возможность смены жизненных ориентиров подростком с разрушительных на созидательные.

            Наблюдая за тем, как юные наркоманы проходят реабилитацию, я пришел к убеждению, что важным ресурсом для их выздоровления являются сверстники в группе и пациенты чуть старше, которые транслируют ценности трезвого образа жизни, развития, честности, активности. Проповедуют то, что исповедуют.

            Ровно те же механизмы социального влияния, которые толкали молодого человека к могиле, в изменившихся условиях его жизни меняют ее течение и направление. В таком случае влияние терапевтической среды действует, как психологическая прививка от наркомании. Через привитие идей трезвости, непредубежденности и ответственности за свою жизнь. Через научение молодого человека поведенческим навыкам реализации этих идей, этих ценностей.

Автор статьи Антон Кузьминых — Главный психолог РЦ «12 Шаг»

Comments are closed